Делаем госзаказ доступным!

8-800-700-28-78 Профессиональная
консультация
Запрос звонка

Виды обеспечения государственных контрактов

 

В сфере государственных закупок предусмотрено три вида обеспечения исполнения контрактов — договор поручительства, денежный залог и банковская гарантия. В чем заключаются отличия между этими видами обеспечения? Какому обеспечению отдать предпочтение представителю малого или среднего бизнеса? Наконец, какое обеспечение наиболее выгодно для исполнителя и государственного заказчика?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо кратко рассмотреть каждый из видов обеспечения.


Договор поручительства
Данный вид обеспечения понятен и известен каждому из нас, а заключается он в том, что компания-победитель государственного или муниципального конкурса подписывает договор с компанией-поручителем, который частично или полностью берет на себя ответственность за исполнение контракта. В случае нарушения условий, прописанных в контракте, ответственность ложится как раз на поручителя.
До недавнего времени поручительство было самым популярным видом обеспечения исполнения госконтрактов, обусловлено это тем, что договор с компанией-поручителем заключается всего за 1-2 дня, а именно время зачастую становится определяющим фактором.
Но у этого способа есть и ряд недостатков, самый главный из которых заключается в самом существовании поручителя. Кто может поручиться за поручителя? Кто даст гарантии, что поручитель действительно может понести ответственность за невыполнение договоренностей? Где гарантии, что исполнитель контракта и поручитель — не мошенники, действующие по предварительному сговору?
Ответов на эти вопросы никто дать не может, поэтому после внедрения в практику банковской гарантии договор поручительства теряет свою популярность, и все меньше компаний отдают предпочтение этому виду обеспечения.

Договор поручительства как вид обеспечения был упразднен 23.07.2012 г., после вступления в силу 122 ФЗ.

 

Денежный залог
Это, пожалуй, наиболее простой и понятный вид обеспечения исполнения государственных контрактов. Однако он же и самый неудобный, невыгодный и затратный. А заключается он в том, что компания-исполнитель контракта вносит некую оговоренную сумму средств на депозит государственного или муниципального заказчика. И эти средства все время исполнения контракта мертвым грузом лежат в банке, а по выполнении контракта возвращаются исполнителю.
Недостатки данного вида обеспечения очевидны: снижается ликвидность компании, ей приходится отвлекать часть оборотных средств (либо прибегать к помощи кредита или займа). Фактически, компания «замораживает» на некоторый срок немалые средства, которые за этот же срок могли принести прибыль или использоваться для исполнения контракта.
Есть у обеспечения денежным залогом и «подводные камни». Например, зачастую проблемы возникают при возвращении залога исполнителю — заказчик может затребовать часть средств в виде компенсации издержек или списания по претензиям. Все это сделало залог самым непопулярным видом обеспечения, который применяется в краткосрочных и недорогих контрактах.


Банковская гарантия
Банковская гарантия на исполнение государственного контракта в некотором смысле похожа на договор поручительства — здесь также присутствует третья сторона, выступающая в качестве несущего ответственность гаранта. Но эта сторона — банк или иное кредитно-финансовое учреждение, лицензированное ЦБ РФ. И это в корне меняет дело.
Суть данного вида обеспечения проста и сводится к тому, что банк, выдавший гарантию, несет ответственность в случае неисполнения государственного контракта. Обычно эта ответственность является финансовой — в случае невыполнения требований контракта банк выплачивает государственному заказчику оговоренную сумму средств.
Банковская гарантия по ряду показателей удобнее, эффективнее и выгоднее иных средств обеспечения. В отличие от поручительства гарантами здесь выступают коммерческие банки с определенной репутацией и известностью, а в отличие от залога исполнителю не приходится отвлекать свои оборотные средства.
Но самое главное, в случае оформления банковской гарантии все участники исполнения  государственного контракта чувствуют свою ответственность, взаимную выгоду и защищенность. Все — и заказчик, и исполнитель, и банк-гарант — заинтересованы в добросовестном исполнении контракта, что, в сущности, и является главной целью института государственных закупок.
Таким образом, среди всех видов обеспечения исполнения государственных контрактов наиболее удобным можно признать банковскую гарантию. Сейчас этот способ по срокам оформления способен «переиграть» даже поручительство — в НФПК банковская гарантия оформляется всего за два-три дня. Сочетание преимуществ банковской гарантии в конечном итоге и обеспечило ее популярность у участников государственных торгов.