Делаем госзаказ доступным!
Отечественное блокчейн-решение «Мастерчейн» было удостоено сертификата, подтверждающего его соответствие требованиям, предъявляемым к инструментам криптозащиты данных. Выдача сертификатов платформам этой категории практиковалась в РФ впервые, что свидетельствует о готовности технологического решения, которое использует отечественные криптографические нормативы, к промышленному применению в экономической отрасли.
Блокчейн-решение «Мастерчейн» выступает результатом взаимодействия фирмы «КриптоПро» и Ассоциации развития финансовых технологических решений (ФинТех). Эта платформа является детализированной сетью, где можно хранить и обмениваться экономическими данными. Решение, разработанное на основе измененного кода блокчейн-платформы Ethereum, полностью соответствует отечественным стандартам криптографии.
Пилотная версия Средства криптозащиты данных «Мастерчейн» вышла в свет в 3 года назад, а в 2017 и 2018 годах Ассоциации развития финансовых технологических решений занималась разработкой 5 кейсов на данной платформе – проектов «Цифровые банковские данные», «Know Your Customer», «Распределенный реестр цифровых банковских гарантий», «Цифровой аккредитив» и «Децентрализованная депозитарная система для учета закладных». Пятый кейс должен был быть запущен до 31.10.
О том, что Средство криптозащиты данных «Мастерчейн» пилотной версии получило положительный отзыв российской Федеральной службы безопасности по итогам тематической проверки, фирма КриптоПро проинформировала в документе, опубликованном на ее официальном интернет-ресурсе. Сертификат службы подтверждает соответствие блокчейн-решения стандартам криптозащиты данных, требованиям, предъявляемым к инструментам криптографии (шифрования), используемым в России, и к инструментам ЭЦП.
Исследовательскую работу в области информационной безопасности проводила имеющая лицензию лаборатория одного из разработчиков платформы. По ее завершении были подобраны способы проверки соответствия стандартам информационной безопасности для систем, функционирующих на базе технологического решения распределенных реестров.
В одно время с сертификацией «Мастерчейн» контролировалась процедура интеграции технологического решения в Децентрализованную депозитарную систему. По итогам исследовательской работы было составлено заключение с одобрительными отзывами.
В интервью одному из изданий один из руководителей Ассоциации развития финансовых технологических решений Т. Жаркова сообщила, что выдача сертификата «Мастерчейн» свидетельствует о пригодности блокчейн-решения к промышленному использованию.
Как заявляет замгендиректора «КриптоПро» С. Смышляев, рассматриваемое блокчейн-решение сперва предназначалось для удовлетворения требований информационной безопасности. Принимая во внимание имеющийся опыт разработки успешно прошедших сертификацию блокчейн-решений, «КриптоПро» вместе с Ассоциацией развития финансовых технологических решений принимали участие в работе с технологиями. В результате такой работы удалось создать платформу, в одно время соответствующую действующим функциональным стандартам участников рынка и ИБ-стандартам.
По мнению замдиректора отдела информационной безопасности Банка РФ А. Сычева, полученный результат является определяющим для самого блокчейн-решения «Мастерчейн», а также для продвижения технологических решений распределенных реестров в общем.
До 01.07.20 г. страны, входящие в состав ЕАЭС, совместно разработают проект соответствующего договора.
По словам представителя центра деловой информации Kapital.kz, в планах у Евразийской экономической комиссии – устранение преград, с которыми и сейчас сталкиваются поставщики из стран, входящих в состав Евразийского экономического союза, при выходе на рынок госзакупок РФ.
В настоящее время отечественные организаторы государственных закупок в качестве тендерного обеспечения принимают гарантии лишь кредитных учреждений, включенных в список Министерства финансов России. Для попадания в данный список кредитное учреждение должно удовлетворять ряду требований, к примеру, иметь кредитный рейтинг отечественных рейтинговых агентств, получение которого доступно лишь для российских банковских организаций. Это приводит к созданию для участников тендеров из других государств-участников Евразийского экономического союза преград и предоставляет преимущество отечественным поставщикам.
До 01.07.20 г. комиссия разработает проект межгосударственного Договора по взаимному признанию гарантий банка, способствующий, по словам главы отдела конкурентной политики и политики в сфере госзакупок Евразийской экономической комиссии А. Джумабаевой, урегулированию применения и признания гарантий банка, для коммерческих кредитных учреждений всех государств-участников Евразийского экономического союза.
- Алия Маратовна, какое влияние этот Договор может оказать на кредитные учреждения и бизнес государств-участников Евразийского экономического союза?
- Мы считаем, что признание гарантий банка для обеспечения участия в госзакупках в других государствах-участниках ЕАЭС положительно скажется на бизнесе, которому будет предоставлена возможность равного с поставщиками из России участия в тендерах, проводимых в РФ. Одновременно с этим внутри государств кредитные учреждения будут соперничать друг с другом, хотя полноценно обсуждать повышение конкурентоспособности банковских организаций и банковского сектора на данный момент рано – Соглашение о Евразийском экономическом союзе подразумевает формирование общих рынков в этой отрасли лишь к 2025 г. Мы уверены, что все кредитные учреждения стран-участниц ЕАЭС, которые соответствуют установленным общим требованиям, могут быть задействованы в обеспечении участия в государственных закупках в других государствах-членах ЕАЭС. Эта возможность сделает участников государственных закупок более конкурентоспособными и увеличит эффективность расходования денег из бюджета.
- С какими трудностями в данный момент сталкиваются государства-участники Евразийского экономического союза, участвующие в государственных закупках в РФ?
- Соглашение о Евразийском экономическом союзе провозглашает, что законами каждой страны-участницы ЕАЭС должны быть регламентированы по меньшей мере 2 способа обеспечения заявки и выполнения условий контракта – гарантийный денежный взнос либо гарантия банка. Это позволит защитить интересы заказчика, если поставщик не выполнит возложенные на него обязательства.
Если говорить об обеспечении заявки через гарантию банка, российскими законами предусматривается признание гарантий банка, выданных исключительно кредитными учреждениями России, которые включены в реестр Министерства финансов и имеют соответствующий рейтинг кредитных агентств РФ (АКРА и Эксперт РА). В этом случае не признаются гарантии кредитных учреждений других государств-участников Союза, что приводит к ограничению доступа потенциальных поставщиков к государственным закупкам РФ. При этом аналогичные требования и ограничения в законах других стран-участниц ЕАЭС отсутствуют.
Также прошу принять к сведению, что в конце лета текущего года по итогам совещания Совета Евразийской экономической комиссии российскому Правительству предложили внести в законы корректировки, предусматривающие возможность признания на переходный период (до одобрения и вступления в силу составляемого Договора) банковских гарантий Евразийского Банка Развития и Межгосударственного банка.
- Что нужно изменить в законах государств-участников Евразийского экономического союза для адаптации проекта межгосударственного договора, упомянутого Вами?
- На данный момент обсуждать то, какие именно корректировки нужно внести в законы стран-участниц Союза, рано. На многое повлияют требования и условия, включенные в Договор. К примеру, если стороны придут к соглашению, может быть, будут нужны корректировки, которые предполагают ведение реестра кредитных учреждений и реестра гарантий банка для государственных закупок.
- Какие экономические задачи может решить проект Договора для каждого государства-участника Евразийского экономического союза в целом и для Казахстана в частности? На что он может повлиять на практике?
- Объем рынка государственных закупок Евразийского экономического союза достигает 122 миллиардов долларов. Предполагается, что создаваемый Договор обеспечит возможность взаимного и равного доступа потенциальных поставщиков из государств-участников Союза к государственным закупкам. Это позволит ускорить развитие интеграции и выполнение требований Соглашения о Евразийском экономическом союзе.
По мнению представителей Ассоциации участников рынков данных, к этому привели неточности в законах и низкий уровень грамотности создателей веб-ресурсов.
Физическое лицо, обнаружившее размещение своих личных данных в открытом доступе, может подать иск в судебный орган. Но все же проще будет обратиться с просьбой удалить сведения к самой площадке, считает сотрудник юридической организации CMS К. Бочкарев. Выписать штраф такому веб-ресурсу может и Роскомнадзор, если в периодике будут опубликованы соответствующие материалы об утечке личной информации.
Российское Правительство дало поручение финансовому, трудовому ведомствам, а также Антимонопольной службе выяснить, целесообразным ли будет внесение подобных корректировок в законы России о контрактной системе в области закупок продукции, работ, обслуживания для удовлетворения федеральных и региональных потребностей. Об итогах проведенных мероприятий представители министерств сообщат Кабинету министров до 20.05.19 г., разработав, если потребуется, проекты нормативно-правовых актов.
Изменения будут касаться лиц, уклоняющихся от уплаты НДФЛ и страховых взносов. Возможное наказание – закрытие для них доступа к государственным закупкам.
Сегодня, согласно актуальным правилам, у участников госзакупок не должно быть непогашенных выплат по налогам, сборам, долгов по другим обязательным платежам в пользу бюджетной системы России за истекший календарный год (пункт 5 часть 1 статьи 31 ФЗ от 05.04.13 года № 44 «О контрактной системе в области закупок продукции, работ, обслуживания для удовлетворения федеральных и региональных потребностей»). В данном случае принимаются во внимание не все задолженности, а только те, размер которых, согласно бухгалтерским отчетам, за минувший отчетный период превышает 25% банковской цены активов участника госзакупки.
Кроме того, от финансового, сельскохозяйственного ведомств и Министерства экономического развития РФ ждут согласования предложения о государственной поддержке производителей плодов и овощей – в том числе, связанных с одобрением сниженной ставки НДС при продаже этих товаров.
Упомянутые задачи поставлены в рамках задач по результатам рассмотрения в Государственной думе правительственного отчета об итогах деятельности в прошлом году. Список Поручений по результатам рассмотрения в Госдуме правительственного отчета об итогах деятельности в прошлом году можно изучить на главном правительственном веб-ресурсе.
Финансовое ведомство РФ разработало проект корректировок, запланированных к внесению в правительственное постановление от 12.04.18 года №440, в соответствии с которым устанавливаются требования к банковским учреждениям, выдающим клиентам банковские гарантии в целях выполнения заказов и выполнения контрактных обязательств в 2020 и 2021 гг.
Таким образом, в подготовленном документе озвучено предложение установления того, чтобы до начала 2021 г. упомянутые кредитные учреждения в одно время удовлетворяли таким условиям, как:
Кроме того, в соответствии с проектным документом, в 2021 г. банковским учреждениям, чтобы предоставлять банковские гарантии участникам, нужно будет удовлетворять таким условиям, как:
Содержание проекта правительственного постановления «О внесении корректировок в правительственное постановление от 12.04.18 года № 440» и приложения к нему можно изучить на официальном сайте проектных документов нормативно-правовых актов.
30 августа было проведено совещание с рабочей группой, имеющей в своём составе представителей банков и операторов сетевых платформ, внесённых в утверждённый список организаций, имеющих право на участие в закупках госкомпаний, а его итоги были раскрыты Минфином. В ходе заседания были приняты соглашения, регламентирующие порядок действий между всеми фигурантами, присутствующими в перечне. Ознакомиться с ним можно в распоряжении Правительства РФ от 12 июля 2018 г. № 1447-р.
Также отмечено, что банки, при наличии полномочий, имеют право открывать счета всем заинтересованным контрагентам заказчиков, для соблюдения установленных правил при участии в закупках госкомпаний. Также открыть предусмотренный для таких случаев счет в одобренной Правительством кредитной организации имеет право и сам контрагент.
Не следует забывать, что все средства, выделенные для конкретных заявок, незамедлительно переводятся на спецсчета, принадлежащие контрагентам госкомпаний. Правила работы с данными счетами для уполномоченных банков, как и перечень организаций, определяется Правительством Российской Федерации. Однако, пока сетевые платформы нового образца не приступили к работе, остаётся в силе процедура, регламентирующая порядок работы со счетами контрагентов и позволяющая участвовать в электронных процедурах, работавшая до того, как вступил в силу Федеральный закон № 504-ФЗ от 31 декабря 2017 года.
Минфин предоставил Правительству РФ для изучения проект закона, предусматривающий одобрение изменений в Федеральном законе 223-ФЗ.
Как стало известно из достоверного источника, данным проектом предлагается стандартизировать условия, предъявляемые к банковским гарантиям для объектов малого и среднего бизнеса, желающих участвовать в закупках госкомпаний. Кроме того, источник сообщил, что на данный момент у Минфина не получилось прийти к соглашению с Министерством экономического развития РФ, по причине некоторых разногласий. Например, министерства пока не пришли к соглашению по определению периода, когда должен вступить в силу данный законопроект со своими положениями. Предстоит решить, произойдет ли это с отсрочкой, которая допускается существующими нормами (сто восемьдесят суток), либо с момента публичной публикации данных поправок. Еще одним камнем преткновения является то, что для малого и среднего бизнеса остается нерешенным вопрос о том, каким образом должны определяться кредитные организации, имеющие право предоставлять банковские гарантии.
Именно стандартизация условий к банковским гарантиям, необходимым к предоставлению контрагентами для гарантированного выполнения договоренностей, составляет положения данного законопроекта. Это позволит надлежащим образом обеспечить заявки по закупкам госкомпаний в полном соответствии с положениями 223-ФЗ.
В данный момент заказчики имеют право на проверку наличия у контрагентов их банковских гарантий, причем только от тех кредитных организаций, какие заказчик считает подходящими. В то же время, у госкомпании есть возможность выдвигать и условия к банкам. Этим и объясняется необходимость в подобных нормах.
Как указано в документах Минфина, действующие положения 223-ФЗ дают заказчику право самостоятельно контролировать реализацию заявок и выполнение положений договора. Кроме того, он может выставлять любые необходимые для себя условия в отношении как банковских гарантий, так и кредитных организаций, обеспечивающих эти гарантии. Как правило, это выражается в том, что заказчики хотят работать только с подходящими для них банками, и предпочитают обеспечение гарантий только ими. Но это создает препятствия в приобретении банковских гарантий малым и средним бизнесом, обеспечивающим надлежащее выполнение договоров и реализацию заявок.
Учитывая все плюсы и минусы текущей ситуации, данный законопроект использует метод, реализуемый в положениях закона «О контрактной системе» (44-ФЗ). Он предполагает приведение к единому виду правил для кредитных организаций, имеющих право предоставлять свои гарантии субъектам малого/среднего бизнеса, необходимые в дальнейшей работе с контрагентами, не отходя от положений 223-ФЗ. Ко всему прочему, предлагается внесение таких банковских гарантий в специально созданный для этих целей список. В него должны входить как гарантии по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ. Данный реестр является составной частью ЕИС в области закупок.
Согласно внесенных корректировок в Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в области закупок продукции, работ, услуг для реализации федеральных и муниципальных задач», 1.06.18г. наступает действие обновленных условий деятельности отечественных финансовых институтов, имеющих полномочия для выдачи банковских гарантий. Согласно правительственного распоряжения №440 от 12.04.18г., с 01.06.18г. участники тендерных аукционов будут получать гарантийные документы на вновь утвержденных условиях.
Обновленный список условий, на основании которых будут функционировать банковские учреждения, уполномоченные к выдаче банковских гарантий:
наличие у банка капитала в минимальном размере 300 000 000 руб., при условии, что его размер рассчитывается по схеме Центробанка России на конкретное число;
кредитный рейтинг банка по российским меркам должен быть не менее:
* ВВ-(RU) – согласно Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (АКРА);
* ru BВ – согласно Рейтингового агентства «ЭкспертРА».
До 1.01.20 г. будут актуальны адаптированные условия расчета кредитного рейтинга: его минимальный размер - B-(RU) согласно АКРА и ruB- - согласно ЭкспертРА.
Кроме того, участники тендерных аукционов должны будут самостоятельно удостовериться в том, что статус банковского учреждения является подходящим, и что он имеет полномочия на выпуск банковских гарантий. На официальном веб-ресурсе федеральной налоговой службы представлен перечень финансовых институтов, имеющих право на выдачу банковских гарантий согласно обновленным условиям.
В текущем году могут прекратить свою деятельность около 60 банковских учреждений России. Согласно статьи РБК, опубликованной на основании выводов специалистов «Эксперт РА», среди претендентов на закрытие есть 5 учреждений, находящих в рейтинге 50 лучших банков России.
Руководитель известного рейтингового агентства Fitch Ratings А. Данилов считает, что основная масса отозванных лицензий будет касаться небольших кредитных учреждений.
Аналитические мероприятия показали, что в большей степени риску подвержены кэптивные учреждения с неразвитой корпоративной организацией, банки, сильно зависящие от единственного направления получения прибыли, ограниченного круга клиентов или экономической ситуации определенной области или сферы.
Главный повод для закрытия – не соблюдение банковскими учреждениями норм законодательства. Кроме того, было принято решение сократить число банков, обладающих полномочиями на передачу банковских поручительств по госконтрактам.
Специалисты рейтингового агентства «Эксперт РА» заявляют, что в финансовой сфере около 25% банков относятся к категории нерезультативных, что говорит о незаконченности процедуры налаживания функционирования этой сферы.
Глава государства В. Путин предложил ужесточить уголовную ответственность за преступления в отрасли закупок продукции, обслуживания и трудового регулирования для покрытия национальных или муниципальных потребностей. Эта инициатива предполагает осуществить корректировку ч. 2 ст. 46, ст. 304 УК РФ и добавить новые пункты в ст. 200.4-200.5.
Согласно этого предложения, определяется порядок уголовного наказания за нарушения в отрасли государственных закупок служащим контрактной должности, контрактным менеджером, участником закупочного совета, персоной, проверяющей качество обслуживания или продукции по государственному контракту или другим уполномоченным лицом государственного заказчика. Это касается служащих, не относящихся к должностным персонам или персонам, осуществляющим координационную деятельность в коммерческом или другом учреждении, если подобное действие осуществлено из меркантильной или другой персональной выгоды и вызвало значительный урон. При выявлении фактов подобных нарушений вышеперечисленных лиц предложено налагать на них штрафную санкцию на сумму до 200 000 рублей либо на сумму заработка или прочей прибыли нарушителя за срок до 1,5 лет, или подвергать их обязательным работам на период до трех лет, или ограничивать их свободу на этот период с вероятной утратой полномочий по работе на некоторой должности либо выполнению некоторой деятельности на период до трех лет.
За подобное преступление, осуществленное группой лиц по заблаговременной договоренности или с нанесением значительного урона жесточайшее наказание может быть определено в форме ограничения свободы на период до семи лет с взысканием на общую сумму до 30-кратного размера подкупа либо без него и с вероятной утратой полномочий по работе на некоторой должности, либо выполнению некоторой деятельности на период до двух лет.
В дополнение была предложена инициатива по определению ответственности в форме денежного взыскания на сумму до 200 000 рублей либо ограничения свободы до пяти лет с вероятной утратой полномочий по работе на некоторой должности, либо выполнению некоторой деятельности на период до трех лет за подстрекательство к подкупу в области государственных закупок.
Стоит заметить, что высшие органы исполнительной и судебной власти России, согласно заявления кабинета министров, одобрили эту инициативу, с учетом того, что раскрытие подобных нарушений будут осуществлять сотрудники Следственного комитета России.
Глава государства В. Путин предложил ужесточить уголовную ответственность за преступления в отрасли закупок продукции, обслуживания и трудового регулирования для покрытия национальных или муниципальных потребностей. Эта инициатива предполагает осуществить корректировку ч. 2 ст. 46, ст. 304 УК РФ и добавить новые пункты в ст. 200.4-200.5.
Согласно этого предложения, определяется порядок уголовного наказания за нарушения в отрасли государственных закупок служащим контрактной должности, контрактным менеджером, участником закупочного совета, персоной, проверяющей качество обслуживания или продукции по государственному контракту или другим уполномоченным лицом государственного заказчика. Это касается служащих, не относящихся к должностным персонам или персонам, осуществляющим координационную деятельность в коммерческом или другом учреждении, если подобное действие осуществлено из меркантильной или другой персональной выгоды и вызвало значительный урон. При выявлении фактов подобных нарушений вышеперечисленных лиц предложено налагать на них штрафную санкцию на сумму до 200 000 рублей либо на сумму заработка или прочей прибыли нарушителя за срок до 1,5 лет, или подвергать их обязательным работам на период до трех лет, или ограничивать их свободу на этот период с вероятной утратой полномочий по работе на некоторой должности либо выполнению некоторой деятельности на период до трех лет.
За подобное преступление, осуществленное группой лиц по заблаговременной договоренности или с нанесением значительного урона жесточайшее наказание может быть определено в форме ограничения свободы на период до семи лет с взысканием на общую сумму до 30-кратного размера подкупа либо без него и с вероятной утратой полномочий по работе на некоторой должности, либо выполнению некоторой деятельности на период до двух лет.
В дополнение была предложена инициатива по определению ответственности в форме денежного взыскания на сумму до 200 000 рублей либо ограничения свободы до пяти лет с вероятной утратой полномочий по работе на некоторой должности, либо выполнению некоторой деятельности на период до трех лет за подстрекательство к подкупу в области государственных закупок.
Стоит заметить, что высшие органы исполнительной и судебной власти России, согласно заявления кабинета министров, одобрили эту инициативу, с учетом того, что раскрытие подобных нарушений будут осуществлять сотрудники Следственного комитета России.