Делаем госзаказ доступным!

8-800-700-28-78 Профессиональная
консультация
Запрос звонка

Новый закон о госзакупках больше похож на декларацию о намерении бороться с коррупцией

26.03.2013

 

На прошлой неделе Госдума приняла во втором чтении закон, который предусматривает создание в России контрактной системы (КС) в сфере госзакупок товаров, работ и услуг. Новый закон должен прийти на смену действующему ФЗ №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Эксперты отмечают, что идеологически КС направлена на борьбу с коррупцией в сфере госзакупок и в законе немало правильных слов. Но чтобы КС заработала, необходимо принять несколько десятков подзаконных актов, и от того, как быстро власти смогут это сделать, какими будут эти документы, и зависит в итоге качество новой системы. И если сейчас на рассмотрение жалобы поставщика у Федеральной антимонопольной службы (ФАС) уходит около недели, то теперь судебные тяжбы могут растянуться на годы.

Коренной перестройкой системы госзакупок власть была вынуждена заняться несколько лет назад, когда СМИ просто захлестнул вал информации о злоупотреблениях в этой сфере. Общественные активисты активно мониторили портал госзакупок и выискивали там заказы на сверхдорогие автомобили, шикарную мебель и т.п. Кроме того, стало очевидным, что чиновники-заказчики и компании-подрядчики зачастую вступают в сговор и вместе «пилят» государственные средства. Одним из наиболее распространенных способов стало объявление заведомо невыгодных условий госзакупки (занижение цены) с указанием в конечном договоре возможности компенсации «прочих» расходов поставщика, отмечает доцент кафедры менеджмента Института технологий и управления Александр Дорофеев.
В ответ на претензии Минэкономразвития разработало законопроект о Федеральной контрактной системе, встретивший резкую критику со стороны ФАС и других ведомств. Оппоненты возражали, в частности, против разрешения проводить торги не в электронной форме. После долгих публичных споров законопроект был внесен в прошлом году в Госдуму и летом принят в первом чтении. А затем начался новый этап согласований, чтобы подготовить документ ко второму чтению.
Плоды этих трудов были представлены нижней палате парламента в минувший вторник. По словам члена комитета Госдумы по экономической политике Игоря Игошина, документ о КС будет, наверное, главным экономическим законопроектом Думы этого созыва. Главное, подчеркивают депутаты и чиновники, это антикоррупционная направленность закона. Он предполагает, что в доступной через Интернет единой информационной системе будут размещаться не только сами заказы (как сейчас), но и планы закупок, отчеты о проведенных закупках, результаты контроля, аудита и надзора, реестр контрактов, заключенных заказчиками, реестр недобросовестных поставщиков, реестр жалоб и т.д. «Это даст возможность проследить достижение конечных результатов и оценить их соответствие тем целям и задачам, которые заказчик изначально запланировал в планах-графиках», — считает председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский. Кроме того, поставщики и подрядчики будут обязаны раскрывать информацию о конечных собственниках, соисполнителях и субподрядчиках. Счета исполнителям госзаказов придется открывать в одном банке для облегчения контроля над движением денежных средств. Предусматривается также, что при размещении заказов на сумму свыше 1 млрд рублей власти обязаны проводить общественные слушания.
А теперь о «Лексусах», вертолетах, золотых унитазах и прочих предметах роскоши. Авторы закона вписали в него норму, по которой федеральное правительство будет устанавливать требования к цене, количеству и качеству премиальных товаров. Предполагается, что либо будут названы конкретные марки и характеристики товаров, которые можно закупать для тех или иных категорий служащих и ведомств, либо для подобной продукции будет введена предельная стоимость. Впрочем, пока такого постановления нет даже в проекте.
Из других особенностей новой КС стоит отметить попытку авторов поддержать отечественного производителя.
Сегодня государственные заказчики имеют право ограничивать участие в закупках иностранных производителей только по соображениям госбезопасности. Теперь правительство наделяется правом устанавливать ограничения «допуска товаров и услуг, происходящих из иностранных государств». Кроме того, законопроект дополнен положением, по которому заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета инновационной и высокотехнологичной продукции.
Эксперты крайне осторожны в оценках перспектив нового закона. Приведет ли его принятие к реальному снижению коррупции при расходовании государственных и муниципальных денег, предсказать сегодня не берется никто. «Идеология закона изначально направлена на сокращение коррупционных проявлений при проведении госзакупок, — признает руководитель тематического направления «Госзакупки» ЗАО МЦФЭР Евгений Красавин. — Однако, чтобы закон начал работать в полную силу, реализуя весь заложенный в нем потенциал, необходимо будет принять большое количество подзаконных нормативных актов, описывающих процедурные особенности применения закона. И от того, насколько качественно и быстро будут созданы эти документы, зависит эффект, который окажет принятие закона на ситуацию в госзакупках».
С этим мнением согласна и юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь. «Сегодня сложно предсказать, как будет работать законопроект и станет ли он в итоге лучше действующего, — напоминает она. — Пока планируется, что пилотные проекты по апробации нового закона пройдут в нескольких регионах страны». По словам главного редактора журнала «Госзакупки.ру» Ирины Скляровой, документ вводит массу новых процедурных форм, новых способов закупок, новых правил контроля. И это накладывает на заказчиков огромное количество новых обязательств по изучению закона. Учитывая, что ныне действующий 94-ФЗ заказчики осваивали несколько лет и до сих пор допускают ошибки в его применении, можно предположить, что системе госзаказа на первом этапе применения закона о КС придется решить немало проблем: будут и ошибки, будут и отмененные торги, и не вовремя проведенные поставки. Но это надо пережить: так происходит всегда при введении новых законодательных норм.
«Большие проблемы возникнут и с контролем. Конечно, закон вводит новые контрольные процедуры в рамках усиления борьбы с коррупцией. Но их реализация на практике может вызвать паралич в судебных и надзорных инстанциях. Все нынешние многолетние судебные и административные наработки по процедурам контроля будут потеряны. Как и на каких основаниях расторгать контракты, как подавать и рассматривать жалобы по торгам, как привлекать независимых экспертов, как прописывать в контракте гарантии поставщика, как правильно использовать новые формы размещения заказа — на все это ни у судов, ни у контролирующих инстанций в рамках нового закона ответа нет и долго не будет, — подчеркивает Ирина Склярова. — Если сейчас на рассмотрение жалобы поставщика у ФАС РФ уходит 5 дней, то при новом законе есть вероятность, что судебные тяжбы будут растягиваться на годы. И это не сыграет в пользу экономии бюджетных средств при госзакупках».

Закон о контрактной системе госзакупок предусматривает следующее:
— возможность в соответствии с Гражданским кодексом одностороннего расторжения контракта как заказчиком, так и подрядчиком;

— запрет на проведение торгов по упрощенной системе (без аукциона) в четвертом квартале. («Это сделано для того, чтобы у госзаказчика не было мотива откладывать все закупки на декабрь, а в декабре быстро распределить заказы по укороченной процедуре между своими», — поясняет Игорь Игошин);
— введение пяти методов определения максимальной цены контракта: нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный и метод сопоставимых рыночных цен. Цена заключаемого контракта не меняется во время всего срока его исполнения;
— госзаказчик обязан приобретать у предприятий малого бизнеса не менее 15% совокупного годового объема закупок товаров и услуг, а максимальная цена одного контракта при этом не может превышать 20 млн рублей;
— при закупке лекарственных средств возможность срочного приобретения препаратов в ограниченном объеме без торгов, у единственного поставщика;
— заключение контракта с единственным поставщиком допускается, только если повторный аукцион признан несостоявшимся;
— победитель конкурса или аукциона, предложивший цену, которая на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта, превышающей 15 млн рублей, будет обязан предоставить обеспечение его исполнения;
— заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн рублей, должны создать у себя контрактные службы.

Автор: Марина Соколовская

Источник: www.profile.ru