Делаем госзаказ доступным!

8-800-700-28-78 Профессиональная
консультация
Запрос звонка

Лазейка закрывается

05.11.2013

 

В Государственную Думу поступил законопроект, которым устанавливаются штрафы за нарушение порядка проведения закупок. Сейчас в Кодексе об административных правонарушениях ответственность за такие нарушения отсутствует. Документ должен устранить этот пробел.

Наталья Шакирова, старший юрист Vinder Law Office, говорит: "Уже почти два года прошло с тех пор, как вступил в силу Федеральный закон N 223-ФЗ от 18 июля 2011 года "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". За это время госкорпорации, на которые распространяется действие закона, имели возможность опробовать его на практике. Однако пока статья 7 данного закона, устанавливающая, что за нарушение его требований виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ, не применяется, так как фактически никакой ответственности законодательством РФ не предусмотрено. Следствием этого является возможность сговора между отдельными участниками закупок и заказчиками, что ведет к коррупции, ограничению конкуренции, закрытию доступа к участию в закупках субъектов малого и среднего бизнеса".

Также не прописана ответственность за нарушение правил проведения закупок в другом документе, который только начнет действовать с начала следующего года. "С 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Закон заменяет существующую систему госзакупок, регулируемую сейчас законом 94-ФЗ. Новый документ содержит большое количество отсылочных норм. К примеру, в статье 18 закона говорится о том, что порядок обоснования закупок и форма такого обоснования устанавливаются правительством Российской Федерации. Выходит, что форма обоснования должна быть дополнительно утверждена постановлением правительства РФ. Если закупка будет признана необоснованной в ходе мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок, органы контроля должны выдать предписание об устранении выявленного нарушения и привлечь виновных лиц к административной ответственности", - говорит управляющая "Аудиторской фирмой "Бизнес-студио" Елизавета Сейтбекова. Однако привлечению к ответственности по 94-ФЗ все также мешает отсутствие в Кодексе об административных правонарушениях четких санкций.

Получается, что два главных закона, регулирующих закупки, не содержат норм об ответственности за нарушение порядка их проведения. "С целью устранения этого пробела правительством и был внесен в Госдуму законопроект N 370370-6, в котором прописываются соответствующие изменения в Кодекс об административных правонарушениях в части ведения административной ответственности за нарушения в сфере закупок. В законопроекте предусмотрено значительное количество составов административных правонарушений, включая такие, как принятие решений о закупках в ненадлежащей форме, нарушение сроков размещения информации о закупках, отклонение заявок участников по не предусмотренным законом основаниям, невыполнение законного решения/предписания антимонопольного органа", - рассказывает Шакирова.

Вместе с тем эксперты отмечают, что за некоторые нарушения штрафы, которые предлагается ввести, незначительны. "В статье 7.32 предусмотрен штраф за нарушение заказчиком предусмотренных законодательством РФ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения информации на официальном сайте закупок в сети Интернет. В этом случае штраф составит всего 3000 рублей для должностных лиц и 15 тыс. рублей для юридических лиц. Подобные штрафные санкции вряд ли смогут искоренить коррупцию в сфере проведения закупок, особенно если речь идет о заключении многомиллионных контрактов", - говорит Сейтбекова.

Наиболее серьезные санкции предусмотрены за отклонение заявок участников закупок по основанию несоответствия требованиям, которые не были предусмотрены документацией о закупке, а также осуществление оценки и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Такое нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. рублей; на юридических лиц - 300 тыс. Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. рублей, на юридических лиц - в размере 500 тысяч.

Эксперты считают, что можно было использовать более действенные способы формирования суммы штрафа. "Целесообразно было бы установить штрафы в процентном отношении от суммы контракта. Например, в налоговом законодательстве предусмотрены штрафные санкции в зависимости от суммы недоимки по налогам. Такие же санкции следовало бы установить и в части соблюдения требований при проведении госзакупок", - считает Сейтбекова.

Об оптимальном размере санкций можно спорить, но их наличие способно нормализовать ситуацию в закупках и снизить число нарушений. "За отдельные правонарушения санкции исчисляются в сотнях тысяч рублей. Плюс к этому за одно и то же правонарушение к ответственности может быть привлечено одновременно как само юридическое лицо, так и должностное лицо организации. Полагаю, что наличие реальной угрозы наложения штрафов будет способствовать соблюдению законодательства", - считает Шакирова.

Источник: www.rg.ru