Делаем госзаказ доступным!

8-800-700-28-78 Профессиональная
консультация
Запрос звонка

Госзаказ на стройке: игра только по-крупному

26.01.2015

 

Ежегодные закупки за счет бюджета Петербурга составляют 200 млрд. рублей. Еще на такую же сумму закупаются городские ГУПы (ГУП «ТЭК», Водоканал, Метрополитен и пр.). Итого 400 млрд. рублей - та сумма, за которую стоит побороться возможным исполнителям заказа.

 

Условия становятся еще привлекательней, если вспомнить, что сегодня руководство города поставило вполне недвусмысленную задачу: сделать все, чтобы петербургские компании получили приоритет на исполнение городского госзаказа. Разумеется, при этом должно соблюдаться федеральное законодательство о свободе конкуренции. Этим даже занимается специальная рабочая группа.

Раздельный санузел с кафелем, пожалуйста

«Мы регулярно участвуем в государственных заказах, в частности, с Водоканалом. С нарушениями ни разу не сталкивались», - поделился с нашим изданием Денис Максимов, коммерческий директор трубного завода «Икапласт». В городском комитете по строительству нам подтвердили: «Заключение государственных контрактов осуществляется в соответствии с законом, исполнители на нарушения 44-ФЗ о Федеральной контрактной системе(ФКС) не жалуются». Однако представители нескольких опрошенных нами строительных компаний отметили, что «о реальных проблемах никто говорить не будет».

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА С ГОСЗАКАЗОМ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО КОМПАНИЯ ВКЛАДЫВАЕТ В ПРОЕКТ СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, А ПОЛУЧАЕТ ОБЕЩАННЫЕ ДЕНЬГИ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ.

 

«Как правило, для участия в госзакупках девелоперу необходимо выполнить целый ряд условий», - объясняет Надежда Хвощевская, руководитель правового департамента O2 Group. Например, компания хочет продать городу построенное ею жилье. «Есть ограничения по выбору схемы реализации жилья: компания должна работать по 214-ФЗ. Устанавливаются лимиты на стоимость квадратного метра, его цена зачастую оказывается не самой привлекательной для застройщика. Также регламентируется и степень готовности дома, она должна достигать 70%. Часто появляются и условия по качеству самих квартир: раздельный санузел с кафелем, чистовая отделка и так далее», - рассказывает юрист.

По мнению специалиста, многие требования, которые применяются к продаваемому жилью, излишни, и процесс госзакупок, безусловно, можно оптимизировать. Экономика проекта такова, что при готовности дома на 70% его намного выгоднее продавать в розницу по рыночным ценам. Поэтому, уверена Надежда Хвощевская, в существующих условиях принимать участие в конкурсе могут только крупные игроки.

Точнее, чем в ГОСТе

Впрочем, этот процесс все равно идет. Более того, участники госзаказа, заметившие нарушения в процедуре, активно говорят об этом в соответствующие органы. Так, по данным Санкт-Петербургского УФАС России, в 2014 году в управление поступило более 4 тыс. жалоб на государственные закупки. При этом более 82% как раз жалобы в сфере строительства (выполнение ремонтных и строительных работ). «Основные нарушения, выявленные при рассмотрении жалоб можно разделить на два вида: это нарушения в действиях заказчика (при утверждении документации о закупке) и нарушения в действиях конкурсных, аукционных комиссий», - пояснил нам заместитель начальника отдела контроля закупок Санкт-Петербургского УФАС России Алексей Гущин.

БОЛЕЕ ТОГО, УЧАСТНИКИ ГОСЗАКАЗА, ЗАМЕТИВШИЕ НАРУШЕНИЯ В ПРОЦЕДУРЕ, АКТИВНО ГОВОРЯТ ОБ ЭТОМ В СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОРГАНЫ.

Самыми распространенными нарушениями, которые характерны для заказчиков и комиссий, являются следующие. При описании объекта закупки заказчик устанавливает такие требования к товарам и их показателям, которые противоречат требованиям государственных стандартов. Например, заказчик установил следующие требования к значениям показателей: «Масса - менее 19,20513 кг», т.е. с точностью до десятитысячных, хотя соответствующим государственным стандартом данной значение указано до сотых. Или второй пример. Заказчики устанавливают экзотические виды показателей товаров, использующихся при выполнении работ: временное сопротивление разрыву стержня гвоздя должно быть более 1280 Н мм кв., температура размягчения гвоздя - более 700 градусов Кельвина.

Антимонопольщики с легкостью приводят и третий пример, когда заказчики устанавливают показатели, которые математически связаны между собой. Требование заказчика: объем мешка должен быть 80 литров при длине окружности 900 мм и радиусе 143,31 мм. Но если произвести математические вычисления, то объем получится чуть больше 68 литров, именно это значение объема и указал участник аукциона, за что заявка этого участника и была впоследствии отклонена заказчиком «в связи с предоставлением недостоверных (противоречивых) сведений».

При этом документация об аукционе не содержала надлежащей инструкции по заполнению заявки в части расчета таких видов показателей. Кроме того, заказчики грешат тем, что устанавливают исключительные субъективные критерии при проведении конкурсов. Например, график производства работ, включающий в себя полный комплекс технических и производственных мероприятий по их выполнению.

Еще один «промах» заказчиков - отказ в допуске к участию в аукционе или признание заявки несоответствующей требованиям конкурсной документации по основаниям, не предусмотренным 44-ФЗ.

Чтобы было еще лучше

«Закон о контрактной системе впервые в России сформировал комплексную систему по регулированию государственных закупок. Серьезные изменения для заказчиков коснулись сферы планирования и контроля за исполнением закупок, появились новые способы осуществления закупок (запрос предложений, конкурс с ограниченным участием), трансформировались ранее действующие, такие как запрос котировок. Эти изменения мы оцениваем как положительные», - отмечает Алексей Гущин.

Однако по-прежнему в законе есть что совершенствовать. В прошлом году Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ) выделила четыре проблемы с госзакупками на федеральном уровне, решение которых не требует внесения изменений в закон о ФКС и иные федеральные законы.

В ПРОШЛОМ ГОДУ НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИНСТИТУТОВ ЗАКУПОК (НАИЗ) ВЫДЕЛИЛА ЧЕТЫРЕ ПРОБЛЕМЫ С ГОСЗАКУПКМИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ, РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НЕ ТРЕБУЕТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН О ФКС И ИНЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ

 

Например, при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд отсутствуют дополнительные требования к участникам электронных аукционов на поставку лекарственных средств. Есть у экспертов НАИЗ свое решение проблемы - разработать и постановления правительства РФ об установлении дополнительных требований к участникам закупок при проведении электронных аукционов на поставку лекарственных средств. Но для решения других вопросов изменения в 44-ФЗ внести все же придется, уверены в Ассоциации. Так, например, в законе о контрактной системе просто нет определения «наименование производителя товара», что дает возможность произвольного отклонения заявок участников. Значит, его нужно ввести.

Также в ушедшем году председатель петербургского Комитета по строительству Михаил Демиденко предложил усовершенствовать процесс госзакупок в своей профессиональной области - строительстве. А именно - изменить критерии выбора подрядчиков для возведения объектов за счет бюджета. По мнению чиновника, отдавать госзаказ необходимо компании, которая предложит выполнить работы за максимальную цену, а не за минимальную, как сейчас. Таким образом планируется исключить случаи, когда застройщики демпингуют на аукционах и потом не могут построить по такой низкой цене.

С теми, кто демпингует по цене, в 2014 году было разорвано огромное количество контрактов, продолжают в пресс-службе комитета. Допустим, школа стоит 550 млн рублей, подрядчик пошел на снижение на 30%, потом сообщил, что не может достроить объект. В итоге сорваны все сроки, стройплощадку приходится консервировать, охранять, а потом снова проводить конкурс.

«Если объект, утвержденный в госэкспертизе, стоит, условно, 100 рублей, то нельзя отрезать от него 20% стоимости и сохранить 100% качества. Особенно это касается бюджетного строительства», - уверен Михаил Демиденко. Претенденты на получение государственного заказа могли бы не снижать цену, а повышать ее. Предположим, при стоимости объекта в 100 рублей подрядчик предложил построить его за 115 и выиграл конкурс. Эти 15 рублей будут обеспечением контракта и будут возвращены ему по завершению строительства, считают в комитете.

С тем, что цена не должна становится решающим фактором при выборе исполнителя госзаказа, согласен гендиректор Национального центра развития саморегулирования «Специальный ресурс» Владимир Шахов.

«Мы давно настаиваем на необходимости оценки финансовой устойчивости, опыта строительных работ, а также репутации компаний, претендующих на исполнение госзаказа в строительстве, - говорит Владимир Шахов. - Минимизировать риски срыва исполнения государственного контракта на стройку и получить на выходе объект капстроительства необходимого качества и надежности можно, только опираясь на строительные компании, прошедшие настоящий профессиональный отбор и получившие подтверждение своей компетенции. 44-ФЗ предусмотрена возможность оценки опыта и деловой репутации исполнителя. Инструментом отбора добросовестного исполнителя госзаказа может стать Национальный стандарт “Оценка опыта и деловой репутации строительных компаний”. Не воспользоваться этим инструментом в нынешних экономических условиях будет ошибкой», - считает Владимир Шахов.

 

Источник: ok-inform.ru