Делаем госзаказ доступным!

8-800-700-28-78 Профессиональная
консультация
Запрос звонка

Арифметика государственных и муниципальных закупок

01.04.2013

 

В прошлую среду Совет федерации одобрил закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Контрактная система (КС) заработает с 1 января будущего года, сменив действующий 94-ФЗ.

Одна из проблем — люди. "Причиной многих нарушений в сфере госзакупок как со стороны заказчиков, так и со стороны поставщиков и даже контролирующих органов не всегда является умысел. Часто речь идет о низкой профессиональной квалификации. Учитывая изменения, непрерывно вносимые в законодательство о госзакупках, профессионалов, успевающих следить за ними даже в рамках закона N94, на рынке сегодня очень мало. Специализированные организации проводят только треть всех торгов. Все остальные закупки ведут сами заказчики в силу своего понимания процесса размещения заказа. Даже крупные ведомства не могут похвастаться штатом профессиональных закупщиков",— отмечает эксперт по госзакупкам Международного центра финансово-экономического развития Ирина Склярова. "По новой системе заказчики должны будут организовывать на предприятии контрактные службы. Этот тезис — одновременно и плюс, и минус. С одной стороны, кадровые проблемы 94-ФЗ автоматически перейдут в контрактную систему. С другой — по новому закону не все члены закупочных комиссий обязательно должны быть штатными сотрудниками заказчика, что дает возможность включать в комиссии профессиональных экспертов".

Пока непонятно, насколько эффективными окажутся механизмы контроля. "Поменять закон — это полбеды. Самое сложное — сформировать судебную практику. Сейчас накоплен довольно большой массив судебных решений по стандартным ситуациям. Но теперь все придется начинать сначала,— говорит Склярова.— К тому же по 94-ФЗ львиную долю споров между заказчиком и поставщиком в досудебном порядке рассматривала ФАС в пятидневный срок. Теперь на некоторых этапах проведения госзакупок поставщик с заказчиком остаются один на один, без посредничества контролирующей инстанции. Разрешить спорные вопросы сможет только суд, у которого вместо пяти дней рассмотрение дела затянется на несколько месяцев, а то и лет. Представьте ситуацию. По новому закону заказчик имеет право в одностороннем порядке расторгнуть контракт. Поставщик подает в суд. Все время судебного рассмотрения контракт просто висит. Так что об оптимизации бюджетных расходов речь не идет". 

Приводится в сокращении

Автор: Вера Ситнина

Источник: www.kommersant.ru